Резванцев Альберт Федорович

фото

Резванцев Альберт Федорович родился в 1937 году. Выпускник школы №85 1954 года. В 1960 году окончил Тамбовский пединститут, физико-математический факультет.
В школе №85 (ныне №5) работал с 1962 по 2003 годы учителем математики.

Награды: значок "Отличник просвещения РФ" (1973 год), звание "Учитель-методист"(1977 год), значок "За творческий педагогический труд" (1979 год), знак "Почетный железнодорожник" (1989 год), медаль "Ветеран труда", звание "Заслуженный учитель РФ" (2002 год).

фото фото

Вашему вниманию предлагается статья О.Серяпиной, напечатанная в "Кирсановской газете" 1 сентября 2000 года.

статья в газете

Жить - это значит ежедневно трудиться

Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...
(Н.ОСТРОВСКИЙ. "Как закалялась сталь").

  Среди тех, кто сегодня в день начала занятий подарит новые добрые встречи с миром знаний, будет и учитель математики школы №5 Альберт Федорович Резванцев. Об этом удивительном человеке - Учителе с большой буквы - мой рассказ.
  Родился Лика (так ласково называл мальчика его отец) в пос. Верхняя Жаркова Кирсановского района в семье Резванцевых. Отец Федор Васильевич был в то время налоговым агентом в Кирсановском райфинотделе, а мама Александра Михайловна работала в колхозе имени Калинина и управлялась по дому. В конце 40-х - начале 50-х годов не было телевизоров, видеомагнитофонов и компьютеров, поэтому большую часть времени ребятишки проводили на улице, постигая науку общения, правду жизни...
  Подрастая, Алик старался во всем походить на отца — доброго, трудолюбивого и справедливого человека, любящего жену и детишек (у Алика были две сестры: Катя и Нина). Но Великая Отечественная война нарушила семейный покой. И начались тревожные дни. После ухода отца на фронт каждую весточку от него читали всей семьей (именно письма Федора Васильевича и определили в дальнейшем нравственные устои сына). Честно, не прячась за спины товарищей, воевал Федор Резванцев, но вражеская пуля все же настигла его в д. Сумы Суржского района Витебской области в декабре 1943 г. Разве можно передать словами горе, постигшее семью? Но Александре Михайловне надо было жить и поднимать детей...
  Уже после войны Алик заканчивает Жулидовскую начальную школу и переходит в железнодорожную (сейчас школа № 5). Здесь его покоряют уроки учителя математики Галины Михайловны Корольковой, поэтому без раздумий по окончании школы Альберт поступает на физико-математический факультет ТГПИ, который закончил в 1960 г...
МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА
  Вот уже сорок лет работает Альберт Федорович учителем математики, из них 38 лет - в средней школе № 5.
- За время работы, — рассказывает ведущий специалист отдела образования администрации города Галина Андреевна Ульянова, —он зарекомендовал себя высококвалифицированным специалистом, профессионально и методически грамотным учителем, постоянно работающим над повышением своего профессионального мастерства. Обладает глубокими знаниями по предмету и творческим потенциалом. Альберт Федорович использует различные методические приемы, наглядные пособия, активно включает в свою работу новые педагогические технологии.
  Высокая математическая культура, четкость, рациональный отбор материала характерны для каждого урока и способствуют развитию логического мышления учащихся, многовариативному и рациональному выполнению заданий.
  Основа работы Альберта Федоровича - индивидуальный подход к учащимся. Он ведет факультативные занятия, а его ученики являются призерами школьных, городских и участниками областных олимпиад. Как классный руководитель А. Ф. Резванцев проводил большую разнообразную работу: походы выходного дня, экскурсии...
  Альберт Федорович охотно делится опытом своей работы, часто выступает на совещаниях различного уровня. Готовится к выпуску его брошюра в помощь учителям математики "Ключевые задачи по стереометрии". За творческий труд он награжден значками "Отличник народного образования" и "За творческий педагогический труд". По итогам аттестации Альберту Федоровичу присвоена высшая квалификационная категория.
УЧИТЕЛЬ И КОЛЛЕГА
  Около 20 выпускников Альберта Федоровича стали учителями математики, и один из них — "Учитель года-99" Елена Алексеевна Патрина. В беседе о своем учителе она сказала:
- Альберт Федорович учил нас математике. Много ярких впечатлений осталось от его уроков. Это использование тогда еще только появляющихся калькуляторов и задачи, тесно связанные с жизнью. И, конечно, вспоминаются задания "с подвохом" на контрольных работах. Такие нестандартные задачи заставляли размышлять, искать "подводные камни". Он был нашим классным руководителем, и для нас было необычно то, что с Альбертом Федоровичем можно было поговорить на любую тему. Я завидую его эрудиции, находчивости... Помню, как он приобщал нас к искусству. Благодаря такому импульсу и сама продолжила знакомство с классикой. А еще я помню поездки на велосипедах. Мы с Альбертом Федоровичем наблюдали ледоход на реке Вороне, пекли картошку в золе... Судьба не разлучила нас, мы - коллеги. Мне повезло, что рядом работает бескорыстный, порядочный человек, готовый всегда пойти навстречу. И в наше смутное время Альберт Федорович верит в людей, любит людей и идет по жизни со знаменем оптимизма.
ТЕ, БЕЗ КОТОРЫХ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ
  Человек счастлив, когда есть любимое дело, и счастлив вдвойне, когда есть поддержка в семье. Альберт Федорович рассказал, что не смог столько времени отдавать работе, поездкам, если бы не помощь мамы, которая до последних дней жила с семьей сына. А жена Раиса Григорьевна, в прошлом учитель математики, - лучший друг и помощник в жизни и работе. Любит Альберт Федорович всю свою семью, своих девочек, из которых младшая Ирина - тоже учитель математики в средней школе № 2, своих внуков, и они отвечают взаимностью.
МИР УВЛЕЧЕНИЙ
  Альберт Федорович много читает, увлекается поэзией, особенно лермонтовской, и классической музыкой. Очень огорчается, что нет возможности в настоящее время для поездок в культурные центры, театры, музеи, ведь в свое время он был в Санкт-Петербурге 12 раз...
  Любит ходить в школу искусств и признается в любви этому коллективу, где работают увлеченные люди, своими стихами:
И позабыв дела, заботы,
Весь город к ним, как в храм, спешит,
На "Музыкальные субботы",
Чтоб прозу жизни заглушить.
  Занимается и приусадебным участком, где растет все, что необходимо семье, а особая гордость - цветник, радующий взор с весны до поздней осени.
"Я НЕ ЖАЛЕЮ, ЧТО ВЫБРАЛ ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ"
  Много часов беседовала я с Альбертом Федоровичем о его работе в школе, все не расскажешь на страницах газеты. Приведу лишь фрагмент разговора.
- Я работаю в школе много лет, - рассказывает мой собеседник, - люблю эту работу и ни разу не пожалел о том, что выбрал эту специальность. Люблю объяснять новые темы, предлагать задачи, связанные с историческими и литературными событиями, сведениями из астрономии, физики, географии, музыки. Дети их тоже любят решать. Интересно наблюдать за внутренней работой мысли, когда весь класс сосредоточенно выполняет самостоятельную работу или размышляет над ответом на поставленный вопрос. Эти моменты на уроках мне особенно нравятся. Математика — особый мир! И наши учителя математики живут в этом мире дружно. А это содружество дорогого стоит...
  Когда первого сентября я приду на первые уроки математики к своим ученикам, то снова скажу: "Здравствуйте, мои золотые! Я соскучился по вас". Спрошу, как провели лето, помогали ли родителям? Пожелаю успехов в новом учебном году, и начнется наша совместная работа. Буду учить их математике и христианским заповедям...
  Я не случайно взяла в эпиграф слова Павла Корчагина, ведь жизнь Альберта Федоровича - это ежедневный труд, достойный уважения и подражания.
  Пользуясь случаем, поздравляю Альберта Федоровича и всех педагогов с Днем знаний, желаю крепкого здоровья, творческий успехов и семейного благополучия.

О. СЕРЯПИНА
 

Вашему вниманию предлагается статья Ю.Буковской, напечатанная в газете "Наш Кирсанов" в июле 2004 года.

статья в газете

Учитель...

 Кирсанов - лишь маленькая точка на карте нашей огромной страны. Но именно такие крапинки создают целую "панораму" жизни. Родной дом, родная школа, родные милые улочки, любимая работа, знакомые лица - из всего этого складывается для жителей нашего города облик Кирсанова, становящегося день ото дня, час от часу ещё лучше и красивей. Но красота не только в зелени деревьев, в чистоте улиц и парков, в современных конструкциях новостроек и в остальном внешнем облике - она в сердцах, мыслях и поступках наших горожан.

 Ни для кого не секрет, что воспитание и обучение молодёжи - едва ли не самое главное и, конечно же, одно из наиболее ответственных и трудных дел, требующее незаурядного таланта и неугасимого желания. Мне кажется, что люди, посвятившие себя этому, помечены с рождения каким-то "знаком свыше". И таких людей в нашем городе немало. Пример тому - Альберт Фёдорович Резванцев. Его незаурядный педагогический талант много лет служил верой и правдой ученикам железнодорожной школы № 85, а ныне средней школы №5 г.Кирсанова.
  ...Наверное, ещё учась в школе, Альберт Фёдорович знал, что свяжет свою жизнь с математикой. Этот предмет преподавала тогда в железнодорожной школе №53, а позднее №85, где учился Альберт Фёдорович, Галина Михайловна Королькова. Это была женщина невысокого роста, необыкновенно трудолюбивая, в меру строгая, но справедливая. О ней говорили, что главная её черта - "разумная строгость". Уроки этой замечательной женщины были интересны и необычны. Ученики любили её и очень по ней скучали. Именно Галина Михайловна Королькова повлияла на выбор жизненного пути ещё юного тогда Альберта Резванцева.
  После окончания школы Альберт Фёдорович продолжил образование в Тамбовском педагогическом институте на физико-математическом отделении. Классной дамой в группе, где он учился, была Анна Лазаревна Пикус, культурная, начитанная и интеллигентная особа. Благодаря ей студенты побывали в Академии наук, познакомились с авторами школьных учебников, посещали Тамбовский Драматический театр, на сцене которого видели Майю Плисецкую, Галину Вишневскую, Ростислава Ростроповича, Лидию Русланову...
  По распределению, после окончания института Альберт Фёдорович должен был остаться в Тамбове. Но молодость взяла своё: юный педагог решил уехать на Алтай. И уехал. Однако "своя рубаха ближе к телу": спустя два года Альберт Фёдорович вернулся в родной город. И кто знает, не потяни тогда молодого учителя на родину, сколько талантливых и умных ребят, теперь уже бывших учеников Альберта Фёдоровича, потерял бы Кирсанов.
  Кто-то помнит всю жизнь свою первую любовь, кто-то первый поцелуй, а Альберт Фёдорович вот уже много лет не может забыть свой первый рабочий день.
  Представьте себе такую ситуацию. Молодой учитель входит в класс: перед ним старшеклассники, воспитанники пришкольного интерната.
- Садитесь, - предлагает учитель.
- А мы и не вставали! - в один голос заявляют ученики.
  Учитель начинает волноваться и нервно притопывать носком ботинка по полу. Весь класс повторяет движения за учителем, и в конце концов в кабинете поднимается шум. Однако незаурядная выдержка и педагогический талант помогают учителю справиться со сложившейся проблемой и достойно выйти из этой ситуации.
  Именно такая история произошла с Альбертом Фёдоровичем Резванцевым в первый рабочий день в железнодорожной школе №85. Позже, правда, ученики-шутники признались, что просто хотели заранее проучить молодого преподавателя, "чтобы не задавался".
  В 1966 году Альберт Фёдорович выпустил свой первый класс. До сих пор ещё сохранилась у учителя сделанная на память надпись: "Спасибо за уроки астрономии".
  Учитель математики, Альберт Фёдорович никогда не делит людей на "физиков и лириков", считает, что любой русский человек, будь он хоть трижды физиком-ядерщиком, должен любить и знать русскую историю и литературу. У самого преподавателя очень много книг по истории, искусствоведению, литературной и музыкальной критике и просто беллетристике. Почти каждая книга в доме Альберта Фёдоровича имеет свою историю. Например, "Лермонтовская энциклопедия", очень редкое и ценное издание, появилась у него так. Альберт Фёдорович часто посещал Тарханы. В одну из таких поездок набралось два автобуса экскурсантов, а экскурсовод был всего один - Мария Васильевна Большакова. По дороге она рассказывала о Лермонтове, переходя по очереди из одного автобуса в другой. Видя, что для Марии Васильевны данная ситуация затруднительна, Альберт Фёдорович предложил ей свою помощь: рассказать самому о Лермонтове в одном из автобусов. В знак благодарности за оказанную помощь Мария Васильевна подарила ему "Лермонтовскую энциклопедию".
  А "Энциклопедия символизма" была вручена Альберту Фёдоровичу на встрече с губернатором Тамбовской области Олегом Ивановичем Бетиным.
  Всю жизнь Альберт Фёдорович собирает материалы о Пушкине и Лермонтове, которые помогают потом в работе его коллегам, учителям истории и литературы. Так, привезённую из Михайловского книгу о Пушкине с сорванным там же и засушенным листом, Альберт Фёдорович подарил Нине Андреевне Буряковой, которая преподавала русский язык и литературу сначала в средней школе №5, а теперь - в средней школе №1.
  ...Теперь уже почти год не работает Альберт Фёдорович в родной и любимой школе. Устал и ушёл на пенсию. Он не напрасно отдал столько лет своей жизни и столько своего незаурядного педагогического таланта любимому делу. Труд А.Ф.Резванцева не остался незамеченным - ему присвоено почетное звание "Заслуженный учитель России". Но и эта награда - не главное в жизни. Главное, что тебя не забыли. Когда его ученики пришли первого сентября в школу и узнали, что теперь у них будет другой учитель математики, они плакали, плакали искренними слезами любви и благодарности своему бывшему наставнику.

Юлия БУКОВСКАЯ

Вашему вниманию предлагается статья М. Большаковой из ее книги "Кирсанов - частица России".

книга Большаковой

В любви и согласии

Они встретились на Алтае. Выпускник Тамбовского пединститута Альберт Федорович Резванцев приехал сюда по распределению. А Раиса Григорьевна Чуднивец, выпускница Краснодарского пединститута, уже работала в Шумилихинской восьмилетней школе учителем математики. Молодые учителя не только интересно проводили уроки, но и устраивали математические вечера, выступали в клубе с докладами перед населением. Альберт Федорович, починив старую аппаратуру, показывал кинофильмы по предметам. Затем приобрел нужные детали, приспособил их к усилителю. Это позволило устраивать в школе танцы под музыку. Вечерами в просторном коридоре школы собиралась молодежь села.
Об учителях говорили уважительно. Их ученики постоянно принимали участие в математических олимпиадах, занимая призовые места. Село Шумилиха граничило с тремя поселками, где были начальные школы. Над ними курировали учителя восьмилетней школы. Альберту Федоровичу и Раисе Григорьевне часто приходилось пешком ходить туда за 5-6 километров. По пути они говорили о школе, учителях, своих увлечениях. Альберта Федоровича покорили искренность, простота, скромность и удивительная работоспособность молодой учительницы и какая-то беззащитность. Ему хотелось оберегать ее, защищать от несправедливости, жизненных невзгод.
Раису Григорьевну привлекали в Альберте Федоровиче порядочность, бескорыстие, стремление постоять за товарища, умение с головой уйти в работу. Общность интересов и взглядов, совместный педагогический труд объеди¬нили их настолько, что они решили стать мужем и женой.
Через год в семье родилась дочка Леночка. Одна беда – жить молодым было негде. Квартиры для супругов не ожидалось. И они решили переехать на родину Альберта Федоровича – в Кирсанов. А.Ф. Резванцев устроился на работу в среднюю школу №85, которую он когда-то окончил. Директор школы Василий Федорович Каравичев отнесся к нему уважительно, с пониманием. А Раиса Григорьевна была направлена в Жулидовскую восьмилетнюю школу. Здесь, в Кирсанове, они построили свой дом, у них родилась вторая дочка – Ирочка.
Шли годы... Семья Резванцевых пополнилась замечательными зятьями, а со временем родились и четыре внука, о которых дедушка говорит: "Максимушка, Саша, Алешенька и Даша". Старшая дочь Елена Альбертовна работает в Уваровщинском сельсовете. Ирина Альбертовна и ее муж преподают математику в средней школе №2. Альберт Федорович, как учитель с большим стажем, делится с детьми своим опытом. А зять Евгений Николаевич помогает ему по хозяйству. Он так хорошо обложил кирпичом дом тестя, что соседи залюбовались его работой. А с подросшим сыном Алешей позже пристроил к этому дому веранду.
– Все мои внуки хорошо учатся, – говорит Альберт Федорович. – Саша и Максим – в Саратовском университете, Алеша в этом году поступил в Московский энергетический институт. Даша в 9 классе.
Дедушка и бабушка много внимания уделяют внукам, которые ими гордятся. Ведь Альберт Федорович – заслуженный учитель школ Российской Федерации, отличник народного просвещения, почетный железнодорожник, а также награжден значком «За творческий педагогический труд».
В семье Резванцевых любят читать книги по искусству. В их коллекции сотни книг и альбомов живописи, о жизни композиторов, большое количество пластинок с записями классической музыки. Альберт Федорович любит слушать музыку Глинки, Чайковского, Рахманинова, Бизе. Не раз бывал в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, возил туда своих учеников на экскурсию. К тому же он обладает хорошими вокальными данными, посещает музыкальные субботы в школе искусств. На одной из них исполнил романс на слова Пушкина «Я вас любил».
Сейчас супруги Резванцевы на заслуженном отдыхе. В октябре они собираются отметить 45-летний юбилей совместной жизни. Все эти годы Аль¬берт Федорович и Раиса Григорьевна прожили в любви и согласии. Они счастливы и радуются успехам детей и внуков.

Альберт Федорович и Раиса Григорьевна семья Резванцевых









Уникальные материалы из семейного архива Резванцевых.

дарственная надпись в книге книга в подарок

В 2011 году Альберта Федоровича и Раису Григорьевну Резванцевых разыскал их бывший ученик (времен их работы на Алтае) Алексей Насонов, Отличник народного просвещения, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, профессор кафедры физики Алтайской государственной педагогической академии.


Выдержки из письма Алексея Насонова, адресованного Резванцевым

…Нахлынули теплые воспоминания; фильмы, которые демонстрировал Альберт Федорович и его опыты на уроках физики, вальсы Штрауса на переменах и весенние посадки берез около школы. Очень четко стоят в памяти занятия, проводимые Раисой Григорьевной; больше всего помню дополнительные занятия по геометрии и подготовку к математической районной олимпиаде. Столько много Вы, Раиса Григорьевна, сделали для меня, сельского паренька. Научили любить математику и заложили хороший математический фундамент, который не раз выручал меня в жизни. Спасибо Вам за это и низкий поклон. Мне несказанно повезло в том, что на моем жизненном пути встретились такие замечательные Учителя, которых можно назвать поистине Великими и я надеюсь, что мне удалось доказать это.
Коротко о себе. После окончания школы закончил Барнаульский государственный педагогический институт по специальности «Учитель физики» (1970 г.). В 1971 - 1972 г. служил в войсках ПВО. С 1974 по 1977 г. учился в аспирантуре Московского педагогического института им. Н.К. Крупской. В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию и стал кандидатом физико-математических наук. С 1971 года (кроме вышеперечисленных промежутков времени) работал и сейчас работаю в Барнаульском гос. пединституте (ныне Алтайская государственная педагогическая академия) ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, а последние десять лет - профессор, кроме того, с 1978 по 2003 год был заместителем декана физического факультета, а в 2004г. - деканом. С 2005 по 2008 год обучался в докторантуре. Черновой вариант докторской готов, но закончить все это не могу, катастрофически не хватает ни времени, ни денег, ни здоровья. Успешной научной карьере способствовало то, что в 1978 году создал лабораторию «Физика полимеров», где с аспирантами, студентами и школьниками занимаюсь научно-исследовательской работой. Имею более 150 научных публикаций, среди них статьи в журналах академии наук и зарубежных журналах, есть патенты на изобретения. Под моим руководством были подготовлены и защищены шесть кандидатских диссертаций, а также восемь школьников стали чемпионами России по научно-исследовательской работе по физике… Еще раз повторюсь, всеми моими успехами я благодарен Вам Раиса Григорьевна и Вам Альберт Федорович. Поверьте мне - прошло пятьдесят лет, а ваш Лёнечка любит вас и помнит о вас. Здоровья вам, счастья, тепла и радости вашему дому…
Камынин Николай - кандидат исторических наук, доцент Иркутского государственного университета.
Редкозубов Алексей - председатель краевого профсоюзного комитета работников сельского хозяйства. Очень обрадовался возможности написать вам письмо.


Выдержки из письма Алексея Редкозубова, адресованного Резванцевым

письмо

…Уважаемые Альберт Федорович и Раиса Григорьевна!
Хочу, прежде всего, сказать Вам искренние слова признательности и благодарности за то, что Вы стали в глазах многих моих сверстников, учеников нашей школы, примером настоящих Учителей.
Ваше влияние на сознание и поведение сопровождает нас до сих пор. Об этом каждый раз говорим при встречах в своей Шумилихе. Хорошо помню не только похвальные слова, написанные на подаренной мне книжке – «Редкозубову Лёне – лучшему математику 6 «Б» класса». Помню и строгие замечания по случаям проявления детского эгоизма в лыжных походах к «Мерзлому Логу», который находился, как мне казалось, очень далеко от села.
Вспоминаю не по принятым правилам игру Альберта Федоровича – совсем молодого. Симпатичного, «но в очках», который неожиданно предлагал: «Кто решит задачу (условия на доске), за четверть «пять», независимо от текущих оценок». Одну из таких задачек вспоминаю и сейчас, а может быть это уже плод детских воображений, но не в этом дело. Главное, как сказал Альберт Федорович, ее не смог решить даже «Голова» - Андрей Некрасов из параллельного класса. Заветная «пятерка» в четверти по геометрии за решение задачи, которую не смог решить «Голова» - стало ключевым сдвигом в моем детском сознании, что все зависит от тебя самого, но для этого надо читать не только учебники. Условия той задачи все же назову. Надо было доказать, что в равностороннем треугольнике равные углы. Логика «моего» домысла свелась к равнобедренному, а затем перевернутому на другое основание треугольнику!
Ес! Как говорит любимый внук двух с половиной лет от роду.
Альберт Федорович мог угадать число, в ряду написанных на доске чисел, не глядя на доску. Мы заподозрили «неладное» в отражении очков, он снял очки, завязал глаза и все равно угадывал. Это и еще многое из того было убедительным примером, что математика – главная и очень интересная наука.
Выбор профессии – тоже связан с математикой. Экономический факультет института, работа главным экономистом колхоза, инструктором райкома КПСС, затем инструктором экономического отдела крайкома КПСС. Последний 10 лет до пенсионного возраста – в профсоюзе работников агропромышленного комплекса…
Еще раз большое спасибо за все, Альберт Федорович и Раиса Григорьевна! Дай бог Вам здоровья на долгие годы и всего самого доброго и светлого!

Видеоролики:

Документ был открыт в новом окне. По окончании работы с данной страницей просто закройте это окно.

Хостинг от uCoz