Томилина Валентина Степановна
Томилина (Ситникова) Валентина Степановна
родилась в 1932 году.
В школе №85 начала работать в 1957 году. Сначала была пионервожатой, а затем -
учителем начальных классов. Проработала до начала 90-х годов.
Вашему вниманию предлагается статья Т.Кузьменко, напечатанная в "Кирсановской газете" 4 февраля 2004 года.
Валентина Томилина, Юлия Байкулова:
"Учитель - активная творческая сила!"
Они живут в одном доме в Кирсанове. Обе —
учительницы. Из одного поколения, в судьбах которых военное детство,
послевоенный сложный период учебы, становление, взросление. И долгий учительский
труд на благо новых поколений до самой перестройки. Жизнь страны и их
собственная жизнь переплетены одной общей связью. Через их руки прошли тысячи
кирсановских мальчиков и девочек, сотни нужных специалистов для народном
хозяйства. Каждая из них в общей сложности отдала школе около пятидесяти лет. И
сейчас, на пенсии они не теряют отношений со школой № 5, где трудились последние
перед пенсией годы. Они бывают на утренниках и школьных вечерах, встречах с
выпускниками, традиционно проводимые в эти дни. С ними я беседую на тему
взаимоотношений поколений, о преемственности школьного воспитания, о взглядах на
свою профессию и свой долг. Наши герои — Юлия Александровна Байкулова и
Валентина Степановна Томилина.
— Юлия Александровна, начнем разговор с вас. Кто повлиял на ваш выбор профессии
учителя? Ведь он был, наверное, не случайным?
— Совершенно верно. В детстве я мечтала и парикмахером стать, и инженером. Но
однажды к нам приехал мой родной дядя Иван Максимович Еремин — он 58 лет жизни
отдал школе. Еще в 1939 году ему, молодому сельскому учителю, всероссийский
староста М. И. Калинин вручил почетную грамоту в Кремле. И дядя пообещал ему,
что школе отдаст полвека. Очень гордился, что обещание свое не только выполнил,
но и перевыполнил. Отношение дяди к преподаванию в школе, к своему предмету (он
был историк) очень сильно повлияло на меня. Увлеченность, страстность, умение
понимать детей, огромная эрудиция меня заворожили. Дядя еще и стихи писал и свою
творческую позицию выразил так:
Пусть будет меньше праздников,
чем буден.
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье быть полезным
людям —
Учить Его Величество Народ!
Поэтому я поступила на учебу в Саратовский университет на исторический факультет
и никогда не жалела об этом. В моей жизни был период, когда по семейным
обстоятельствам я уходила из школы, работала бригадиром на Кирсановском
сахарном заводе один год. Кстати, завод только был пущен в строй, это был первый
год его работы. Работала с удовольствием, хотя была работа нелегкой и физически сложной.
Но школа все же мой основной выбор. Понимаете, кто не случайно приходит в школу,
тот в ней остается на всю жизнь!
— А у вас, Валентина Степановна, как проходил этот период?
— У нас с Юлией Александровной много общего. И полусиротское детство, когда
росли без отцов, погибших на войне, и влияние родных людей на выбор профессии,
и, наверное, склонности педагогические: любили детей, хотели с ними работать.
Различия тоже есть. Юлия Александровна горожанка, я — из сельской местности. Она
сразу выбрала, что станет историком в школе, мне по душе были малыши. Я окончила
педучилище и всю жизнь проработала учителем начальных классов. Но судьба опять
нас соединила: мои малыши из начальных классов переходили в старшие классы прямо
в руки Юлии Александровны. И все, что я любовно передавала детям, она развивала
дальше. Это очень важно в школе, ведь основы основ закладываются с раннего
возраста. Сумеешь увидеть способности ребенка, они разовьются в нем. В случае с
Юлией Александровной это так и происходило. Наши выпускники называли нас обеих
своими мамами.
— Может быть, вы знаете какой-то особенный педагогический секрет?
— Секрет этот прост: мы с Юлией Александровной его усвоили давно — отдавать себя
детям! От этого мы не беднеем, наоборот, становимся богаче мыслями, чувствами.
Опыт и мастерство учителя приходят не вдруг. Опыт должен быть выстрадан поисками, раздумьями,
удачами, огорчениями...
— Юлия Александровна, какого учителя можно считать в полном смысле слова
хорошим?
— В первую очередь, учитель должен хорошо знать свой предмет. Мало того, он
должен постоянно совершенствоваться в своем предмете, быть влюбленным в него.
Постоянно надо учиться. А еще огромное значение имеет не только учеба, но и
воспитание. Быть внимательным к детям, обнаружить их интересы, помочь раскрыться
хорошему, преодолеть дурное, привить добрые качества.Уважительный и душевный
подход к подростку, направить его интересы в нужное русло. Вот, к примеру,
учился у нас тихий, спокойный мальчик Ростислав Просветов - сейчас он в "Кирсановской
газете" публикует интереснейшие исторические материалы. Историю преподают и
другие мои ученики: Анатолий Видяпин, Татьяна Щербинина, Татьяна Баранова,
Наталья Кривякова.
Если учитель с наибольшей полнотой и щедростью выражает себя на уроке, его слово
западет в детскую душу.
—А ваше мнение, Валентина Степановна?
— Учительская работа — удел людей особого склада: учителем надо родиться.
Ведь надо управлять своим настроением. Быть то сердитым, то веселым по
обстоятельствам. Как говорил Макаренко, учитель должен быть немного актером. Я
сама большая любительница театра и во время работы в школе ставила
самодеятельные театральные постановки и играла в них. Кстати, много фотографий
осталось о нашем школьном театре, бывшие учителя и наши выпускники помнят этот
период. Сколько радости, счастья, самоотдачи приносила нам эта театральная
деятельность. Ученики любят учителей жизнерадостных, с веселым нравом,
справедливых. Как говорят, надо в школе не тлеть, а гореть!
— Юлия Александровна, если честно признаться, были ли у вас ученики-любимчики?
— Конечно, были! Но я их любила за добрые дела, добрую душу. Таких ребят на моем
учительском веку было немало. Говорят, что любимчики — это покладистые дети, а у
меня было наоборот — все ершистые, характерные, незаурядные ребята. Именно на
них всегда ориентировалась в своей работе.
— Сегодняшняя школа сильно отличается от школы прошлых лет?
— В общих чертах, наверное, не очень. Есть прекрасные педагоги, молодежь мало
чем отличается от молодежи прошлых лет. За внешней мишурой не всегда увидишь истинное лицо. Просто в
обществе изменились взгляды, идеи. Может быть, больше равнодушия и жесткости. Но
и простые человеческие ценности остались в почете, как и прежде. Когда к 8 Марта
меня не забывает поздравить коллектив средней школы № 4, где я в свое время
преподавала, — это очень трогает и волнует. Когда нас с Валентиной Степановной
приглашают в среднюю школу № 5 на встречу с бывшими выпускниками — мы счастливы:
нас помнят, нас любят. А значит, не все так плохо.
— Но сейчас резко упал престиж учительского труда, мало ребят поступают в
педагогические вузы...
— Это так. Учителя порой сейчас только и думают о спокойствии своих нервов, с
молодых лет мечтают о пенсии. В своей работе усматривают некую жертвенность —
эти учителя плохи. И пусть идут в педагоги лишь люди, преданные этой профессии.
И такие найдутся, я знаю и верю.
— Подведем итог: в чем счастье учителя?
— Любить детей, делать им добро — это так возвышает. Без доброты, подлинной
теплоты сердца невозможна душевная красота.
— А как вы считаете, Валентина Степановна?
— Человек рождается, чтобы оставить след на земле. И мы, учителя, оставляем след
в душе человека. В этом наше самое большое счастье! Наши ученики, которые стали
нужными, востребованными обществу, — вот самая дорогая награда для нас!
...Зазвонил звонок входной двери, и с букетами цветов пришли две женщины со
своими детьми. Представились: бывшие выпускницы обеих наших героинь.
Поздравления, улыбки, воспоминания. Конечно, правы две учительницы: по труду и
слава! Можно иметь много наград, регалий, но жить в старости забытым всеми. А
можно так жизнь прожить, что след и по сей день в душе учеников остался!
Т. КУЗЬМЕНКО,
корр. "Кирсановской газеты".
Документ был открыт в новом окне. По окончании работы с данной страницей просто закройте это окно.